Разработка сайта - ООО "Интернет-Сервис"
Новости Публикации Галерея памяти Вопрос-ответ Контакты
Новости Публикации Галерея памяти Вопрос-ответ Контакты
Композитор и дирижер (К 100-летию со дня рождения Лукина Филиппа Мироновича)
1 июля 2013 г.

 

3 июля исполняется 100 лет со дня рождения чувашского композитора, хорового дирижера, педагога, музыкально-общественного деятеля Филиппа Мироновича Лукина.

 

Лукин Ф.М. родился в 1913 г. в д. Сявал-Сирма Красноармейского района Чувашской Республики. Увлекаться музыкой начал еще в школьные годы: собирал фольклорный материал, записывал и изучал чувашские народные песни. В формировании творческих способностей будущего композитора сыграли преподаватели Чувашского музыкально-театрального техникума, выдающиеся представители чувашской музыкальной культуры Ф. Павлов и В. Кривоносов. Они прививали своим ученикам – начинающим композиторам – любовь к русской классической музыкальной культуре и чувашской народной песне. Окончив училище по классу хорового дирижирования, Лукин пел в Чувашском государственном хоре, выполнял обязанности помощника дирижера. В 1935 г. он поступил в Московскую консерваторию на дирижерско-хоровой факультет по классу В.И. Мухина и В.Г. Соколова. В 1942 г. Лукин вернулся в родную Чувашию и был назначен художественным руководителем и главным дирижером Чувашского государственного ансамбля песни и танца. Затем работал директором и художественным руководителем Чувашской государственной филармонии. С 1958 г. преподавал хоровое дирижирование в Чебоксарском музыкальном училище.

 

С именем Ф.М. Лукина связаны яркие достижения в песенном и хоровом творчестве композиторов Чувашии. Он создал около 800 вокальных сочинений, среди них – массовые песни, хоры без сопровождения, песни-романсы, песни для детей, фольклорные обработки. Как композитор-песенник Ф. Лукин сотрудничал со всеми современными чувашскими поэтами. Это: В. Давыдов - Анатри, Г. Ефимов, Н. Сандров, А. Лукин, Ю. Петров, В. Урдаш, И. Тукташ, П. Хузангай, А. Эсхель, А. Артемьев, В. Дмитриев, А. Калган и другие.

 

Широкую популярность ему принесли песни: «Ҫамрӑксен юрри» (Песня молодежи), «Çуралнă çĕршыв» (Родная сторона), «Чечекленет çĕршывăм» (Расцветает край родной), «Атăлпа Сĕве хушшисем» (Между Волгой и Свиягой), «Юрататăп, çĕршывăм, сана» (Люблю тебя, Отчизна-мать), «Хăмла пахчи» (Песня хмелеводов), «Çутă ĕмĕт» (Светлая мечта), «Сирень», «Такăрлатăп урама» (Проторю я тропку), «Тусăм, тухчĕ Атăл хĕррине» (Выйди к Волге, дорогая), «Уçланкăри палан» (Калина на поляне) и др.

 

«Творчество Ф. Лукина пользуется большой популярностью среди чувашского народа. Его жизнерадостные, исполненные светлой лирики песни прочно вошли в репертуар профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов, солистов Чувашской филармонии и музыкального театра, учащихся и студентов музыкальных учебных заведений республики. Лучшие вокальные произведения композитора исполняются солистами Всесоюзного радио, Большого театра Союза ССР, Московской филармонии, хоровых коллективов Москвы, Татарии, Мордовии, Башкирии, Марийской АССР и ряда зарубежных стран» – писал заслуженный деятель искусств Чувашской АССР, первый профессиональный музыко¬вед из чувашей Ю.А. Илюхин (Филипп Лукин: буклет / отв. за вып. В.Г. Мурашковский. – Чебоксары, 1972).

 

Немало сделано композитором и в жанре чувашской инструментальной музыки. Из камерно-инструментальных произведений Лукина известность получили пьесы для скрипки, альта, виолончели, валторны, кларнета, гобоя, тромбона и других инструментов. «Как и песни, они основаны на ярких запоминающихся мелодиях, отличающихся благородством и задушевностью интонаций, простотой и ясностью, удобством для исполнения» - отметил заслуженный деятель искусств Чувашской АССР Ю.А. Илюхин (Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2008. – Т. 2 : Ж-Л. – С. 470).

 

Большую работу вел педагог по собиранию и изучению народных песен. Им записано около 100 напевов, многие из которых обработаны для хорового и сольного исполнения.

 

Он также создавал театральную музыку. Спектакли Чувашского академического драматического театра «В деревне», (Ф. Павлова), «Кремень» (А. Эсхеля), «Энтип» (В. Ржанова), «Голубое озеро» (Л. Родионова) шли с его музыкальным оформлением.

 

Наряду с активной творческой и педагогической деятельностью Филипп Миронович вел большую организаторскую и общественную работу. С 1948 г. он являлся председателем Правления Союза композиторов Чувашской АССР, с 1960 г. состоял в Правлении Союза композиторов РСФСР. Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета ЧАССР и Чебоксарского горсовета. В разные годы был членом Советского комитета солидарности стран Азии и Африки, Комитета по Государственным премиям при Совете Министров РСФСР. При его непосредственном участии организовывались и проводились Дни чувашской музыки в Москве, Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Горьком (ныне Нижний Новгород), Киеве, Минске, Дагестане, Карелии и других городах и регионах.

 

За многолетнюю плодотворную работу и большой вклад в музыкальную культуру Лукину Филиппу Мироновичу присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР" (1945), "Заслуженный деятель искусств РСФСР" (1960), "Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР" (1972), "Народный артист РСФСР" (1970). Он лауреат Государственной (Сталинской) премии 3-й степени (1952). Занесен в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета». В Чебоксарах на улице К. Маркса на доме 24, где жил и работал Лукин, установлена мемориальная доска.

 

Замечательный композитор ушел из жизни 3 февраля 1994 года.

 

Его нотные издания, авторские сборники и литература о нем навсегда вошли в золотой фонд Книжной палаты Чувашии.

 

Н.М. Лисова,

55-63-41

Перейти в список
Госархив Исторический архив Современной истории Архив электронной и кинодокументации






 

Rambler's Top100